Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста)

Синаксарь в субботу пятой седмицы Великого Поста, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста)

Стихи:

Град благодарный поет хвалебную песнь неусыпно
Крепкой Заступнице всех, спасшей его от врагов.

В этот день мы празднуем акафист (неседальное пение) Пресвятой Владычице нашей Богородице по следующей причине. Когда ромеями правил самодержец Ираклий[58] царь персидский Хосров[59], зная, что состояние тех ухудшилось из-за царя-тирана Фоки[60], шлет одного из начальников своих, по имени Сарвар, с многотысячным войском, чтобы подчинить себе весь Восток. Хосрову и прежде удалось погубить около ста тысяч христиан, поскольку евреи выкупали их у персов и умерщвляли.

Итак, главный сатрап Сарвар, захватив весь Восток[61], доходит до самого Хрисополя[62], который ныне зовется Скутари. Ввиду этого царь Ираклий, испытывая недостаток государственных средств, священные сосуды на монеты переделывает, чтобы впоследствии воздать Церкви большим и совершеннейшим. И вторгшись по Черному морю в пределы Персии, опустошает ее, а Хосров с остальным войском терпит от него полное поражение. Через некоторое время и Сироис, сын Хосрова, отложившись от отца, присваивает власть, и убив Хосрова, заключает с царем Ираклием мир. В ту пору каган[63], предводитель мисонов и скифов[64], узнав, что царь за морем у персов находится, расторг перемирие с ромеями и привел многотысячное войско с запада к Константинополю, изрыгая хульные слова на Бога. И вот море внезапно наполнилось кораблями, а суша – пешими и конными воинами без числа.

Сергий же, патриарх Константинопольский, много увещевал народ не отступать и духом не падать, но все упование от души возложить на Бога и Матерь Его, Пречистую Богородицу. Также и патрикий Воноз, управлявший тогда городом, делал все необходимое для отражения врага, ибо подобает нам и при помощи свыше все должное самим совершать. Неся святые иконы Богородицы, патриарх с толпою народа город поверх стен обходил и тем доставлял им защиту. Когда же Сарвар с востока, а каган с запада стали выжигать городские окрестности, патриарх совершал обхождение с Нерукотворным образом Христовым, Честным Животворящим Древом Креста и, сверх того, с многочтимой Ризой Богоматери. И вот скифский каган подступает к Константинополю чрез сухопутные стены с несметной силой отлично снаряженных ратников, так что один ромей бился уж точно с десятком скифов. Но Необоримая Поборница руками весьма малочисленных воинов, что оказались при храме Ее в Пиги, великое множество неприятелей истребила. И с того времени ободренные и возвеселившиеся ромеи, под началом Непобедимой Воеводы, Матери Божией, всякий раз наголову их разбивали. Но обратив взор к перемирию, горожане ничего не достигли, поскольку каган объявил: «Не надейтесь понапрасну на Бога, в Коего веруете, ибо назавтра я город ваш непременно возьму!» Выслушав отказ, жители столицы простирали руки к Богу.

Итак, сговорившиеся между собой каган и Сарвар приступили с суши и моря, стремясь взять город с помощью осадных орудий, но потерпели такое поражение от ромеев, что недоставало у них живых тела мертвецов сжигать. Однодревные же лодки[65], полные тяжеловооруженных воинов и через залив под названием Золотой Рог подходившие к храму Божией Матери, что во Влахернах, уничтожены были со всеми вражескими судами сильной бурей, которая внезапно обрушилась на море и на части его рассекла. И едва ли не каждый видел это преславное и превосходное дело Всесвятой Богоматери. Ибо Она выбросила всех на морской берег во Влахернах, а народ, спешно отворив городские ворота, поголовно их истребил, и даже дети с женщинами выказывали свое против них мужество. Предводители же тех возвратились с плачем и сетованием.

Воздавая священное благодарение Божией Матери, боголюбивые люди Константинова града воспели Ей, как неусыпно о них заботившейся и преестественной силой победу над неприятелем одержавшей, всенощную неседальную песнь. С той поры и доныне Церковь, в воспоминание столь великого и всякое естество превосходящего чуда, усвоила обычай при наступлении дня, когда чрез Матерь Божию одержана была сия победа, особое празднество Ей посвящать. А «неседальным» или акафистом нарекли пение оттого, что именно так совершило его тогда городское духовенство вместе со всем народом.

По прошествии тридцати шести лет, в царствование Константина Погоната[66] агаряне, ведя бесчисленное войско, вновь напали на Константинополь и семь лет его осаждали. И зазимовав в пределах Кизических, немало собственных воинов погубили. Когда же повернули, обессиленные, с флотом своим назад и достигли Силея, то предстательством Пречистой Богоматери были потоплены в море.

Но и снова, уже в третий раз, при царе Льве Исавре[67], неисчетное множество агарян[68] разоряет сперва Персидское царство, затем Египет с Ливией, и, совершив набег на индусов, эфиопов и испанцев, выступает, наконец, против Царицы городов, ведя с собою тысячу восемьсот кораблей[69]. И вот, окружив столицу, оставались там, чтобы без промедления ее разграбить. Городское же духовенство обходило стены, нося святое древо Честного Животворящего Креста со святой иконой Богоматери Одигитрии и слезно умилостивляя Бога.

В это самое время вздумалось агарянам на две части разделиться. Одни отправились против болгар, и пало их там свыше двадцати тысяч. Другие остались, чтобы взять город, но, удержанные цепью, протянутой от Галаты до городских ворот, отплыли прочь и оказались у места, называемого Сосфений. А там налетел северный ветер и многие их корабли потерпели крушение и погибли. Те же, кто уцелели, так страдали от голода, что за человеческое мясо принялись да нечистоты с закваской замешивали и ели. Когда же обратились в бегство и достигли Эгейского моря, все суда свои вместе с собою в пучине потопили, ибо мощный град, обрушившийся с небес и поднявший морское волнение, корабельную смолу распустил. Так погиб бесчисленный флот, и лишь три корабля спаслись, чтобы возвестить об этом.

Ради всех этих естество превосходящих чудес Пречистой Богородицы и совершается нами сей праздник. «Неседальном» же зовется потому, что в ту ночь весь народ песнь Матери Слова стоя воспел. И если при всех других икосах[70] имеем обычай сидеть, то эти, Богоматери посвященные, выслушиваем стоя.

По молитвам всепобеждающей и непобедимой Матери Твоей, Христе Боже, избави и нас от обступающих напастей и помилуй, ибо Ты Один Человеколюбец.

[58] Ираклий (575–641) – Византийский император; царствовал с 610 по 641 г.

[59] Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г.

[60] Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Отличался крайней жестокостью.

[61] В войне с Хосровом Персидским, начавшейся при жестоком и необузданном императоре Фоке (602–610 гг.), Византия потеряла часть Сирии, а в начале правления Ираклия I – Палестину с Иерусалимом (к 614 г.).

[62] Город на азиатском берегу Босфора – предместье Константинополя.

[63] Каган – наименование хазарского князя.

[64] Мисоны и скифы здесь: авары.

[65] Моноксила (греч. monoksilon) – судно, выдолбленное из одного ствола.

[66] Константин Погонат – Византийский император с 668 по 685 г.

[67] Лев III Исавр – Византийский император, царствовавший в 717–741 гг.

[68] Арабы.

[69] Осада Константинополя арабами при Льве III продолжалась с августа 717 по август 718 г.

[70] В греческом православном мире собственно «акафистом», или «акафистным пением» называется только Акафист Божией Матери, за всеми же прочими произведениями этого жанра сохраняется название «икосы» или «херетизмы».

Просмотры (51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *